ПРИЗНАКИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Признаки расстройства аутистического спектра (РАС) у детей могут появляться достаточно рано, однако, заболевание и симптоматика носят индивидуальный характер. Иногда ранние признаки аутизма можно спутать с так называемым "хорошим" поведением ребенка - он нетребователен, спокоен и независим. Существует ряд признаков, на которые необходимо обратиться внимание. ДО 1 ГОДА: - комплекс оживления либо не появляется, либо носит своеобразный характер, ребенок реагирует эмоционально не на близких людей, например, маму, а на предмет, угол кроватки, собственную руку. - к 6 месяцам ребенок не проявляет очевидных эмоций, даже мама не вызывает у него смены эмоционального фона. Так же своеобразен тактильный контакт, ребенок его скорее избегает и может быть спокоен лёжа в кроватке и быть эмоционально возбуждённым и плакать на руках. - к 9 месяцам малыш не ищет визуальный контакт, может казаться, что он не смотрит в глаза, а взгляд мимо, "через". Не реагирует на своё имя, но в тоже время очень чувствителен к звукам, запахам, свету. -к году жизни отчётливо заметна задержка или отсутствие развития разговорной речи (лепет, имитация звуков),не сопровождающаяся попытками компенсировать ее другими формами общения, например, жестами. ДО 2 ЛЕТ: - ребенок не указывает на объект, указательный жест "заменяется" рукой взрослого, жесты используются для указания на объект минимально. - не понимает простых, поэтапных инструкций. - малыш не использует разговорные навыки, нередко это похоже на своего рода регресс, до какого то момента он пытался проявлять вербальную активность и вдруг начинает терять словесные навыки, в речи появляются высокие звуки - "вокализации" либо эхолалии (повторение слов или звуков за взрослыми). - заметно социальное своеобразие-нет стремления к взаимодействию со сверстниками, ребенок может находиться рядом, но не включаться в совместную игру, не пускать никого в свое пространство. - проявление эмоций не всегда понятно окружающим и соответствует ситуации, ребенок может плакать или смеяться вне смыслового контекста. С 3 ЛЕТ: - стереотипность действий, игры и поведения в целом Игра не имеет фантазийного развития либо имитации и насыщения ее "своим" сюжетом, например, ребенок катает машинку, выстраивает предметы в ряды либо пирамидки, прокручивает колеса и т.д. Часто игрушками не интересуется и может играть с водой (струйка воды пропускается сквозь пальцы) либо с другими предметами. - интересуется необычными предметами либо видами деятельности, например, если это машинки, то только определенной марки, если животные, то только одного вида и т.д. И проявляется очень выраженная привязанность к этому объекту, например, игрушка должна быть везде с ребенком. Иногда такую роль выполняют не игровые предметы, например, тапок, который ребенок везде носит с собой. - однотипные действия (включает и выключает свет, перелистывает страницы книги, не интересуясь при этом картинками). - проявляется избирательность в еде, одежде, например, продукты только определенного цвета или текстуры, часто пюреобразной пище отдается предпочтение. Сложно переходить в одежде с одного сезона на другой и более, чем у обычного ребенка выражена кинестетическая чувствительность (необходимо срезать ярлыки с одежды, не любят одежду с пуговицами, свитера с горлом и т.д.). - сверхчувствительность к звукам, запахам. Могут испытывать заметный страх при включении пылесоса, фена. Также это может касаться просто всего нового - маршрут дороги, магазин. - определенные страхи либо полное бесстрашие (страхи обычно звуков, высоты). Либо ребенок не чувствует опасности, может провести рукой по открытому огню, выбежать на дорогу. - отсутствие потребности во взаимодействии со сверстниками становиться ещё более выраженным, ребенок может участвовать, например, в подвижных играх в саду и "бегать вместе", но не будет совместно играть, не пустит других в свое игровое поле. Чем раньше родители обращаются к специалистам, тем скорее начинается работа с ребенком. Работа всегда комплексная и только в совокупности даёт результат. Специалисты, работающие с детьми с РАС (психиатр, логопед, психолог, педагог в саду и школе, тьютер* - специалист, который является своего рода посредником между ребенком и окружающими) обычно взаимодополняют друг друга для более гармоничной интеграции ребенка в социум. * (специалист в области образования, сопровождающий дошкольника, школьника или студента на пути индивидуального развития) Возраст Нарушения развития Расстройства поведения Эмоциональные расстройства Дети младшего среднего возраста (до 5 лет) плохой аппетит; не соответствие развитию данного возраста (умение ходить, улыбаться, сидеть, говорить, концентрировать внимание, умение пользоваться туалетом); плохая моторика 4 года – 18 лет чрезмерная активность, неспособность сидеть спокойно, чрезмерная болтливость или подвижность; чрезмерная невнимательность, рассеянность, отвлекаемость от основного вида деятельности; импульсивность (частое совершение необдуманных действий; повторяющееся поведение, которое беспокоит других (воровство, частые истерики, драки, постоянное и серьезное непослушание) чрезмерная плаксивость, застенчивость; застывание в одной позе; снижение интереса к играм и общению с окружающими; проблемы со сном и приемом пищи Дети младшего школьного возраста (6-12 лет) задержка в освоении навыков чтения и письма; проблематичность в обслуживании себя (одевание, купание, чистка зубов…) повторяющиеся, необъяснимые физические симптомы (например, боли в животе, тошнота, головная боль); нежелание/отказ посещать школу; чрезмерная застенчивость или изменения в поведении (например, бесконтрольное опорожнение) Подростки (13-18 лет) плохая успеваемость в школе; затруднения в понимании указаний; трудности в общении, плохая адаптация к изменениям частые необоснованные чувства страха, тревоги, легкая раздражительность, возбудимость, резкая смена настроения; функциональные изменения (трудности с концентрацией внимания, плохая успеваемость в школе, частое желание оставаться наедине с собой) Все возрастные группы трудности в выполнении повседневных обязанностей, которые считаются нормальными для этой возрастной группы; трудности взаимодействия в обществе и адаптации к изменениям социальной среды снижение интереса или участия в деятельности; стремление обратить на себя внимание; изменение привычного режима «сон/бодрствование», пищевых привычек;